Исполнительный директор АГП Владимир Репринцев принял участие в съезде Общероссийского Конгресса муниципальных образований.
Два дня работы съезда 7 и 8 февраля прошли под общей темой «Участие муниципального сообщества в реализации национальных проектов».
8 февраля в малом зале Госдумы России состоялось пленарное заседание «Участие местного самоуправления в реализации Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Пленарное заседание открылось выступлениями заместителя Председателя Госдумы РФ, председателя парламентской фракции "Единая Россия" Сергея Неверова и заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко. Делегатам съезда было оглашено приветствие Секретаря Генерального совета партии "Единая Россия Андрея Турчака.
Подробный отчет о работе и проектах ОКМО представил его президент, первый заместитель фракции "ЕР" Виктор Кидяев. С докладами выступили Губернатор Брянской области Александр Богомаз, Глава Удмуртии Владимир Бречалов, председатель Комитета Госдумы РФ по федеративному устройству и вопросам МСУ Алексей Диденко, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Олег Мельниченко. Подробно о механизмах реализации нацпроектов рассказали представители федеральных министерств: заместители министров юстиции Денис Новак, экономического развития Вадим Живулин, строительства и ЖКХ Никита Стасишин. Отдельно был представлен доклад министра Мордовии Игоря Вольфсона, который рассказал о пилотном проекте ОКМО "Цифровизация органов МСУ". В работе съезда принял участие руководитель департамента МСУ управления внутренней политики Администрации Президента РФ Александр Савин.
Делегаты съезда приняли за основу проект резолюции. Документ разослан в регионы для обсуждения и доработки.
В Госдуме прошли четыре дискуссионные площадки, на которых представители советов муниципальных образований, депутаты Госдумы и ведущие федеральные эксперты обсудили вопросы участия муниципалитетов в реализации нацпроектов. Все нацпроекты были сгруппированы по четырем темам:
- «Реализация национальных проектов в сфере развития экономики: производительность труда, поддержка занятости, малое и среднее предпринимательство, индивидуальная предпринимательская инициатива» (модератор - член президиума Конгресса, член Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Михаил Чернышев);
- «Развитие волонтерства, поддержка молодежной и общественной инициативы, социального предпринимательства» (модератор - член президиума Конгресса, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и МСУ Игорь Сапко);
- «Реализация национальных проектов в сферах ЖКХ, благоустройства, экологии и дорожного хозяйства» (модератор - заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев);
- «Реализация национальных проектов в социальной сфере: демография, здравоохранение, образование, культура» (модератор - член президиума Конгресса, член Комитета Госдумы по образованию и науке Лидия Антонова);
Участники секций обсудили, в частности, вопросы развития волонтерства, поддержки молодежной и общественной инициативы, социального предпринимательства, а также реализацию нацпроектов в социальной и экономической сферах.
Развитие волонтерства, поддержка молодежной и общественной инициативы, социального предпринимательства
Участники поделились опытом муниципальных практик по развитию молодежных инициатив. Модератор дискуссии, член Президиума конгресса, Первый заместитель Председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко подчеркнул, что «государство целенаправленно развивает волонтерское направление, создает для этого полноценную законодательную базу. Безусловно, одну из ключевых ролей здесь играет Государственная Дума, работа наших профильных комитетов». «Вовлекая граждан в общественную активность на благо развития территорий, государство делает в первую очередь ставку на повышение участия в территориальных проектах как раз молодых граждан нашей страны. Это достаточно большой сегмент нашего общества, порядка 38 миллионов человек», — заметил депутат. «Безусловно, за этот период сделано очень много, но мы понимаем, что у нас впереди большие и амбициозные планы. Напомню, что глава государства неоднократно призывал и губернаторов, и региональные, и местные власти, опираться на мягкую силу гражданской активности. К сожалению, вынуждены констатировать, что далеко не везде муниципальная власть в своих проектах использует инициативы наших граждан. В этом вопросе нам предстоит совместно двигаться вперед. И в этом смысле ОКМО является полноценным союзником муниципалитетов», — подчеркнул модератор дискуссии.
Игорь Сапко также обратил внимание на использование инициатив жителей в повышении инвестиционного капитала конкретной территории. Парламентарий напомнил, что 2018 год в России был объявлен Годом добровольца. «Прошли тысячи региональных и местных мероприятий. Был принят закон Государственной Думой, который вводил обязанность для всех уровней власти оказывать содействие волонтерам. Перед всеми уровнями власти была поставлена задача — расширить доступ некоммерческих организаций к бюджетному финансированию», — указал Игорь Сапко.
Первый заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин отметил, что существующее законодательство достаточно полно отражает запросы волонтерского движения. «У нас есть закон о некоммерческих организациях, о поддержке добровольчества, которые позволяют на всех уровнях создавать программы, разрабатывать гранты. Причем гранты выдаются, опыт оператора очень позитивный. Например, 60 организаций Южного Урала получили поддержку. Есть регионы, где счет идет на сотни», — рассказал депутат.
По его словам, у некоммерческих организаций достаточно широкое поле деятельности, они могут работать фактически в любой сфере. Также парламентарий выделил ряд проблем данной сферы. «Многие волонтеры в регионах столкнулись с проблемами отсутствия программ развития добровольчества, которые были бы приняты на уровне региона или муниципалитета. То есть денег из бюджета они не увидят. Также нужны центры, помещения для ребят, которые этим занимаются. Во многих муниципалитетах этого нет, но для активистов это очень важно. Еще одна проблема — отсутствие доступа в СМИ. Закон позволяет в государственных и муниципальных СМИ выделять бесплатное время, бесплатные площади. Этим нужно пользоваться. Это возможность вовлечения», — сказал Дмитрий Вяткин.
Член Президиума Конгресса, член Комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев выделил ряд позиций, которые, по его мнению, являются стратегически важными для темы круглого стола. «В первую очередь это цифровизация, чтобы мы могли общаться не только в Государственной Думе, на съезде, но и в ежедневном режиме», — сказал депутат. Парламентарий также указал на необходимость работы с волонтерами после окончания крупных мероприятий, куда они были вовлечены.
Участники съезда ОКМО обсудили реализацию национальных проектов в социальной сфере
По итогам дискуссии предложено создать на региональном уровне механизм учета мнений местных сообществ, ввести общественный контроль за реализацией проектов, создать проектные офисы в муниципальных образованиях, сообщила член Президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований, член Комитета по образованию и науке Лидия Антонова.
Муниципалитеты должны играть большую роль в вовлечении граждан в систему общественного здоровья, отметил в свою очередь заместитель Министра здравоохранения России Олег Салагай. «В создании экосистемы общественного здоровья, формировании системы стимулов для занятий физкультурой и спортом, отказа от зависимостей, вовлечения в жизнь местного сообщества, конечно, наибольшую роль должны играть муниципалитеты. Именно поэтому в составе федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», который входит в национальный проект «Демография», в качестве одной из составляющих включены муниципальные программы общественного здоровья», — подчеркнул он.
Со стороны Минздрава, по словам замминистра, будут разработаны модельные муниципальные программы, которые последовательно, в режиме пилотных проектов должны будут внедряться в муниципалитетах.
Реализация национальных проектов в сфере развития экономики
Эффективность реализации нацпроектов по производительности труда и поддержке занятости, малому и среднему предпринимательству напрямую зависит от регионов и муниципалитетов, подчеркнули участники дискуссии. Достижение амбициозных целей, поставленных в нацпроектах по производительности труда и поддержке занятости, малому и среднему предпринимательству, напрямую будет зависеть от того, насколько эффективно эти задачи решаются на местах.
Модератором дискуссии выступил член Президиума конгресса, член Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Михаил Чернышев. Согласно данным Росстата, доли малого и среднего бизнеса в российской экономике в 2017 году составила 21,9. «Национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году. Решение этой задачи потребует совместной и системной работы федерального, регионального, муниципального уровней власти», – подчеркнул депутат.
По итогам секции в итоговую резолюцию съезда будет предложен ряд рекомендаций, сообщил Михаил Чернышев, завершая дискуссию. В частности, предлагается рекомендовать создать на региональном уровне механизм учета мнения муниципального сообщества в лице регионального совета муниципальных образований по вопросам перераспределения полномочий в сфере взаимодействия с субъектами предпринимательства, принятия, реализации и корректировки региональных программ, принятых в рамках указанных национальных проектов. Продолжить работу по выявлению, анализу и тиражированию лучших муниципальных практик поддержки МСП. Органам местного самоуправления – активизировать работу общественных советов предпринимателей, вовлекая их в разработку мероприятий, проводимых муниципалитетами в целях реализации нацпроектов. От «Опоры России» также поступило предложение закрепить за местными бюджетами дополнительные отчисления от налогов, взимаемых с субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей.
Результаты обсуждения модераторы дискуссионных площадок представили на пленарном заседании съезда.
Накануне в первый день работы съезда 7 февраля в здании Российского государственного социального университета (РГСУ) прошли заседание президиума ОКМО и стратегическая сессия для представителей СМО «Общероссийский Конгресс муниципальных образований: единство в многообразии». Участники выработали предложения по повышению эффективности работы советов и Конгресса.
Параллельно в здании Госдумы РФ работала стратегическая сессия «Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ с советами муниципальных образований субъектов РФ». На нее из регионов России приехали руководители министерств, департаментов по внутренней политике субъектов РФ. Все мероприятия первого дня были объединены общей темой "Организации межмуниципального сотрудничества – ресурс для реализации национальных проектов»
Перед сессией состоялось заседание Президиума Конгресса. Члены Президиума своим решением утвердили на должность исполнительного директора ОКМО Марину Фанакину, работавшую в статусе и.о. директора с мая 2018 года. Во второй половине дня 7 февраля состоялось Общее собрание ОКМО, на котором были утверждены приоритетные направления работы Конгресса на 2019 год.
Презентации и фотографии съезда ОКМО вы можете скачать в разделе "События" на официальном сайте Конгресса - http://okmo.news/event.php?37